Биография

Слово «биография» никак не ассоциируется у меня с именем Виктории Андреевой...

Для меня жизнь Виктории Андреевой прошла потоком через разные города и страны, разные культуры, языки и эпохи. Это... Жизнь… и... Судьба... 

Виктория Андреева родилась 21 января 1942 года в сибирском городе Омске, куда её семью направили в эвакуацию вскоре после начала Великой Отечественной войны. А все детские и школьные годы её прошли уже в Москве, в Замоскворечье. Москва для Виктории навсегда стала одним из самых главных городов в жизни.

Интерес к литературе у девочки проявился очень рано. И сомнений, куда поступать после окончания средней школы, у абитуриентки Виктории Андреевой не было – она поступила и успешно закончила филологический факультет МГУ. Курсовые работы её становились с каждым годом всё серьёзнее (в дальнейшем наш сайт сможет познакомить своих читателей с ними).
Уже в студенческие годы Виктория стала писать стихи. 60-70 годы стали особыми в жизни нашей страны. Это годы небывалого духовного подъёма молодой интеллигенции Москвы и Ленинграда (который они между собой называют Питером ).

Виктория Андреева сформировалась в культурном подполье 1960-х годов в Москве, во время возрождения интереса ко многим ценным пластам русской и мировой культуры, которые были вычеркнуты из культурного контекста России в течение нескольких предыдущих десятилетий – интерес к религиозным традициям России, Европы и Азии, к авангардным течениям в искусстве, литературе и музыке, ко многим направлениям в древней и новой философии. Она начала свою поэтическую деятельность в 1960-х годах, в то же самое время, когда в Москве и Ленинграде начинали свой творческий путь такие поэты как Аркадий Ровнер, Дмитрий Авалиани, Станислав Красовицкий, Владимир Ковенацкий, Леонид Аронзон, Анри Волохонский. Это было время, когда самобытные интеллектуалы, философы, мыслители и творческие люди встречались друг у друга в гостях, передавали друг другу редкие книги до того недоступных литературных и философских трудов, образовали группы друзей и единомышленников, делились друг с другом своими стихами, рассказами или философскими эссе, не публиковавшихся в печатных органах. В Америке Виктория Андреева плотно вошла в контекст литературы русской эмиграции, а также редких пластов американской и европейской культуры. Она изучала литературное наследие русских эмигрантов в Париже 1930-х годов, дружила с русскими поэтами и писателями-эмигрантами, такими как Николай Боков, Леонид Чертков, Генрих Худяков, Григорий Капелян, Василий Яновский. Она изучала творчество французских сюрреалистов и символистов, немецких экспрессионистов, редкие пласты американской и английской литературы XIX и ХХ веков, которые оказали определенное влияние и на ее поэтическое творчество. Она дружила с такими английскими и американскими поэтами как Кэтлин Рейн, Юджин Ричи, Розана Вассерман, Стивен Сартарелли, Ричард Маккейн. Ей написан целый ряд статей о литературе и русский религиозной философии – о философском наследии Бердяева, Киреевского, Чаадаева, Владимира Соловьева – а также о писателях: Толстом, Фете, Сергее Шаршуне, Василие Яновском – рассматривая наследие каждого из этих авторов не с чисто исследовательских позиций, а с позиций осмысления их творческого, этического и духовного потенциала в контексте их положения в современной культуре. Показательной в данном контексте является статья «Бердяев: воля к жизни и воля к культуре», которая была впервые опубликованная в сборнике: Россия и Гнозис.

В 1974 году Виктория эмигрирует в США. Здесь она продолжает своё образование в магистратуре Нью-Йоркского университета на кафедре «сравнительной литературы» и интенсивно изучает американскую, английскую, европейскую литературу. В Америке Виктория общается с Ричардом Маккейном, который впоследствии станет переводчиком её стихов на английский.
В начале 90-х совместно с Аркадием Ровнером Виктория пишет трехактную пьесу «П.Я.Чаадаев». В это же время она является одним из редакторов двуязычного религиозно-философского и литературного журнала « Гнозис « ( 1978 -80г.г. ), в котором печатались произведения русских и американских авторов, а в дальнейшем и одним из редакторов двухтомной и двуязычной « Антологии Гнозиса».

Через всё творчество Виктории проходит значимость поиска и собирания материалов, связанных с основной для неё линией, сочетавшей её метафические, эстетические и нравственные интересы. Творческий подъём 60-70-х годов органично сочетался для неё с западным интеллектуализмом и традиционализмом.

В 1994 году Виктория возвращается в Россию и работает над публикацией творений ранних христианских авторов – серия «Учители неразделённой церкви»: Оригена - «Против Цельса», Климента Александрийского - « Педагог», Иоанна Дамаскина - «Диалектика, или Философские главы», Иеронима Стридонского - «Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея», Немессия Эмесского - «О природе человека», Амвросия Медиоланского - «Две книги о покаянии», «Учение Двенадцати Апостолов».

В 1996 году Аркадий Ровнер и Виктория Андреева создают Институт Культуры Состояний ( ИКС ). Содержанием работы ИКСа являлась разработка «... практических методов работы с состояниями и стабилизации достигнутых результатов». Они проводят семинары, практикумы, связанные с идеями и практиками саморазвития в разных городах России, ближнего и дальнего Зарубежья: в Москве и Нижнем Новгороде, Самаре и Одессе, Вильнюсе, Тбилиси и Ереване, в Греции, Чехии и Непале.

В 1998 г. издаётся в Каунасе монороман Виктории Андреевой «Телефонный роман», который был написан ещё в Нью-Йорке в 1989 г. Вместе с Аркадием Ровнером, Антоном Ровнером и Александром Бабушкиным Виктория Андреева создают проект «Антология современной русской поэзии. Новая поэзия в контексте новой музыки», представляющий собой компакт-дискои с записанными на них звучащими голосами поэтов. На них можно услышать стихи Виктории и Леонида Аронзона в её собственном удивительном исполнении.
В 2002г. впервые на Родине (и уже после кончины ) издаётся книга её стихов «Сон тверди». В неё включены стихотворные циклы 60-х ( «Нафталинный Пьеро» ), 70-х – ( «Пятна света»), 80-х ( «Сон тверди»), также стихотворения 90-х, собранные под общим названием «Рамо порхающая муза».

Интерес к творчеству Виктории Андреевой с каждым годом становится всё шире: в 2012 г. издаётся книга её стихов «Весеннее стяженье сил», включающая произведения, которые никогда при жизни автора не публиковались. Они были найдены в её архивах в рукописной форме. В 2013г. в мемориальной серии издательства «Русский Гулливер» выходит новый сборник стихов Виктории Андреевой, написанных в разные годы жизни, под названием «К небу поближе».

На стихи Виктории Андреевой написаны музыкальные произведения ( композитором Марком Белодубровским - «Светлые сны», для детского хора; Антоном Ровнером – «Вечер ветви наклонял», мелодекламация для чтеца и фортепиано, 2003г., « Сквозь сумрачный покой» – для сопрано, флейты и скрипки, 2004г., вокально-инструментальное произведение молодого композитора из Екатеринбурга), на компакт-дисках звучат её стихи и других близких ей поэтов, проводятся поэтические вечера и вечера памяти. А главное, в жизни близких людей, знакомых и незнакомых Виктории, жива память об этом удивительном Человеке и замечательном Поэте Виктории Андреевой.
Она…Присутствует в нашей жизни...